Дмитрий Григорьев - замечательный питерский музыкант, композитор, аранжировщик, одарённый мелодист, певец и акустический гитарист с блестящей и весьма необычной техникой (будучи левшой, он играл на инструменте, не меняя его строя), Дима Григорьев обратил на себя внимание во второй половине 80-х и на протяжении двух десятилетий был заметной фигурой как в поп-музыке, так и на рок-сцене Петербурга. К сожалению, его творчество известно куда меньше, нежели того заслуживает.
Дмитрий Григорьев родился 30 октября 1961 в посёлке Дубровка (благодаря близлежащей станции более известной как Невская) Всеволожского района Ленинградской области, в среднем течении Невы, где провёл и детство, и юность. Музыкой увлекался, по его словам, сколько себя помнит, а первую песню сочинил семи лет от роду. Интересно, что на рубеже 70-х в Невской Дубровке играли легендарные КОЧЕВНИКИ, что и могло подтолкнуть Диму к творчеству. Подростком он посещал музыкальную школу по классу скрипки, но узнав, что это не поможет ему освоить гитару, бросил занятия.
В середине 70-х на танцах в местном ДК играла солидно экипированная и крепкая группа РЫЦАРИ. Под её присмотром Дима с друзьями начал пробовать силы на сцене, из чего году в 1975 выросли СТРАННИКИ - их гитаристом и стал Григорьев. Они озвучивали вечера в посёлке им. Морозова, Борисовой Гриве, Воейково и других соседних посёлках, иногда представляя себя как THE FOREIGNERS - заметим, что британская группа FOREIGNER возникла лишь в 1976. Позже они, чередуясь с РЫЦАРЯМИ, играли в самой Дубровке. Репертуар СТРАННИКОВ был стандартной для тех лет смесью из эстрадных, фирменных, дворовых песен и первых номеров самого Димы.
В мае 1980 Григорьева призвали в армию. Он служил на окраине Питера, в Медвежьем Стане, поэтому в увольнении приезжал к коллегам и играл с ними на танцах. Впрочем, и рядовым он музицировал в музвзводе.
Демобилизовался Дима весной 1982 и тем же летом поступил в училище им. Мусоргского, как ни странно, в класс барабанов - на гитару его не взяли, поскольку он был левшой и играл в самостоятельно изобретённой манере, исправлять которую не взялся ни один из преподавателей. Впрочем, молодой музыкант в этом и не нуждался.
Студентом училища Дима Григорьев начал работать в Ленконцерте. Поначалу он гастролировал по провинции как автор-исполнитель, иногда в компании с Володей Леви (ТАМБУРИН), а позже попал в аккомпанирующий состав автора песен и исполнителя Александра Копанева, который назвался СИЛУЭТ. Группа подобралась крепкая: на гитаре играли сам Григорьев и Леви, на клавишных основатель ЛИРЫ Володя Петров, барабанщиком стал Володя Коренной, а бас-гитаристом Константин Кобус - он учился на художника, дружил с Димой с детства и до этого играл в группе, сменившей на танцах СТРАННИКОВ. Их звукорежиссёром был Саша Василевский.
Они активно репетировали - как с Копаневым, так и сами по себе. Копанев позволял Диме исполнить в программе четыре-пять своих номеров. В начале 1985, будучи на гастролях в городе Красноуральске, Дима уговорил местного звукорежиссёра, владевшего студийным магнитофоном, записать его песни. Их запись до сих пор хранится в архивах Василевского.
В апреле 1985 Володя Петров вернулся в ЛИРУ. Вслед за ним туда позвали и Григорьева. ЛИРА много каталась по стране и даже добралась до Вьетнама, где музыкантам вручили медали как почётным жителям города Хо Ши Мин! В то время репертуар Димы заметно вырос, а его песни занимали почти половину программы группы. С помощью коллеги по ЛИРЕ Олега Бондалетова Григорьев записывал их на студии ЛДМ (звук: Александр Казбеков). Записи разлетались по стране в разных наборах и под разными названиями, в т.ч. как альбомы "Весна", "Пряники" и "Спасибо, музыка" (все 1987).
Два года спустя ЛИРА распалась: её костяк под именем СТАТУС вернулся к року, а Дима начал соло-карьеру - благо, руководство Ленконцерта видело в нём потенциальную звезду. Он собрал группу СИНДИКАТ, в которую вошли клавишник и саксофонист Олег Бондалетов, бас-гитарист из Великих Лук Александр Богданов (экс-ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ) и барабанщик Николай Тараскин (экс-КОРПУС 2). Их дебютом стали Рождественские концерты в Доме Пионеров на Невском в декабре 1987.
Надо заметить, время это было благоприятное для музыки во всех её формах. Ещё по итогам 1986 газета "Смена" назвала Диму одной из "12 надежд", а после того, как он ушёл в свободный полёт, приглашала его в свои акции "Хит-парад" в Театре Эстрады и т.п. Телепрограмма "Розыгрыш" отметила его песню "Весна", а в новогоднюю музыкальную программу "Поп-антенна" попал клип "Танцуй".
Как мелодист Григорьев черпал вдохновение всюду, от городского романса до блюза, от биг-бита до новой романтики, от старой советской эстрады до французского шансона. К последнему он тянулся особо, и не случайно ряд лучших песен написал на стихи современного французского поэта российского происхождения Алена Боске, с которым состоял в переписке! Кроме того, у Димы были песни на стихи Глеба Горбовского, Владимира Соколова, а потом и Александра Костерева (экс-барабанщика питерского КРУГА).
Освоив сцену в Питере, они начали гастролировать: Майкоп, Туапсе, Сочи, потом Молдавия, Калининград, Коми АССР, Ухта. Колю Тараскина в июле 1988 пригласили в ФОРВАРД. Его место занял Олег Будников, когда-то игравший в пос. Морозова. Появился второй клавишник Алексей Яковлев, благодаря чему Бондалетов смог вернуться к саксофону. Правда, осенью 1989 Яковлев ушёл в МИШЕНЬ, а его место занял Аркадий Эстрин. Их текущий материал расходился как "Ностальгия по рок-н-роллу" (1988).
Более серьёзной работой стали записи, собранные в программный как по названию, так и по содержанию альбом "Перестройка" (1989), записанный с СИНДИКАТОМ. Тексты к нему Григорьев сочинил либо сам, либо позаиствовал у французов Боске, Мориса Фомбера и актёра Абеля Жакена. Ещё два текста предложил ему Костерев.
В сезоне 1989-1990, работая на студии ЛДМ с Казбековым, а на "Мелодии" с Феликсом Гурджи и Геннадием Любимовым, группа записала десять номеров для альбома "Бродячий торговец". В записи песни "Как дела?" был задействован тенор-саксофонист Бабаджан. На заглавную песню альбома Клара Фатова сняла клип; как ни странно, в нём снялся не участвовавший в записи Василевский (в то время ТАМБУРИН) с контрабасом. При помощи редактора фирмы "Мелодия" Тани Маркеловой альбом попал в её каталог и был издан в декабре 1990.
Одно из последних выступлений СИНДИКАТА состоялось незадолго до этого на фестивале "Стой, кто идёт!" в БКЗ "Октябрьский". Вскоре после этого Дима женился и на два года уехал в Одессу, где играл в ресторанах и занимался воспитанием дочери. Богданов ушёл в МЕТРОПОЛИС, Бондалетов в ЗАРОК, а оттуда в PUSHKING. Будников тоже отметился в ЗАРОКЕ. Эстрин эмигрировал в Израиль.
В Питер Григорьев вернулся лишь осенью 1993. В том же году звукорежиссёр Андрей Лобанов записал на студии ЛИКИ его альбом "Кто я?". Организовать запись помог телеведущий Алексей Лушников. К следующей весне сложился и новый СИНДИКАТ: Андрей Липейко (экс-МИФЫ), бас, Александр Александров, барабаны, а на майских концертах в Театре Эстрады к ним присоединились только что приехавший с Кубы перкуссионист Йоэль Гонзалес Портилья и его ученик Кирилл Ипатов.
Времена были сложные, в клубах играли новые группы для новой публики, и активность СИНДИКАТА была невелика. В 1995 его состав сменился: Гонзалес и Ипатов ушли в LOS SABROSOS BAND, после чего первый собрал трио FLAMMA, а второй влился в MARKSCHEIDER KUNST. Барабанщиком стал Андрей Вепров из МИФОВ, гитаристом Олег Чиняков (экс-РОК-ШТАТ), на клавишных играл Евгений Петухов (АРГУМЕНТЫ). Он вспоминал: "Выступали мы в Новгороде на местном телевидении в популярной передаче "Поп-наезд" в прямом эфире". Чуть позже с подачи Вепрова появился гитарист Игорь Щербаков (экс-ЯБЛОЧНЫЙ СПАС).
Эта версия группы выступала в клубе "Классик", отметилась в телепередаче "Бинго" на 11 канале, что-то записывала, но до новых альбомов дело тогда не дошло. Какое-то время с ними сотрудничала флейтистка Юлия Михайлова, а на предвыборной акции какого-то депутата в казино "Слава" СИНДИКАТ был в составе Григорьев, гитара, Александр Василевский, контрабас, и Валерий Тхай (экс-НЕЧТО ИНОЕ), клавишные. "Познакомились мы в 1993 через общих знакомых, - вспоминал позже Тхай, - и впервые выступили вместе ещё летом 1994 на дне города Петергофа в странной компании с Юрием Лозой и Ладой Дэнс".
Году в 1996 сложилась группа в составе Григорьев, Тхай (теперь уже как гитарист), Липейко и барабанщик Андрей Ящерицын (ВНЕЗАПНЫЙ СЫЧ). В этот период они выступали в "Достоевском" и других клубах схожего формата, с открытием клуба "Boom Boom" отметились и там, а кроме того записывали свой материал на студии Петромикс. Поскольку участники СИНДИКАТА давно разбежались, группа получила новое имя КУБИНСКАЯ РАЗВЕДКА.
Новый всплеск активности начался у Димы с приходом XXI века. В мае 2000 он выступил в клубе "Пороховая Бочка" на презентация первого сборника "Охота", а в июне предстал на сцене фестиваля "Анимализм" в Зоопарке во главе своей КУБИНСКОЙ РАЗВЕДКИ. Тхай и Ящерицын параллельно записывались со студийной группой А.В.О.С.Ь.
В ночном эфире Алексея Лушникова КУБИНСКАЯ РАЗВЕДКА дала полуторачасовой концерт, а сам Дима поделился планами записи нового альбома, посвящённого 300-летию Петербурга проекта "Дружище Питер" и съёмок нового клипа. Его соавтором в этом проекте стал ведущий радио, поэт и бард Михаил Крылов (экс-ПОЛИГОН).
Работа затянулась, но в юбилейном 2003 успешно завершилась. В августе альбом "Дружище Питер" вышел под лэйблом Manchester Files. Записали его Бондалетов, Липейко и Гонзалес. Сопровождал альбом незатейливый клип, в котором вместе с Григорьевым пели Михаил Боярский, Мария Пахоменко, Юрий Гальцев, Игорь Корнелюк, Илья Олейников и Юрий Стоянов, дуэт ЧАЙ ВДВОЁМ и другие узнаваемые фигуры.
После этого, однако, опять наступила пауза. План переписать старые песни так и не был выполнен, музыканты КУБИНСКОЙ РАЗВЕДКИ занимались своими делами: Ящерицын собирал новые группы, а Тхай воссоединился с соученицей по Медицинскому институту Светой Сургановой в её ОРКЕСТРЕ. Последние годы жизни Григорьева можно было слышать на Андреевском бульваре, где он или выступал как уличный музыкант, или просто пел для друзей.
Его жизнь 27 июня 2011 унёс сердечный приступ. По печальному стечению обстоятельств на следующий день и по той же причине умер его бас-гитарист Андрей Липейко. Похоронили Диму Григорьева в Невской Дубровке. Его песни можно слышать на изданных официально пластинке и компакт-диске. Остальной материал музыканта, к сожалению, так и не собран.
Copyright © 2024. All rights reserved